• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Правовая природа договора на установку и эксплуатацию конструкции

Федеральная антимонопольная служба в своем письме , адресованном территориальным органам, высказала позицию относительно случаев заключения для размещения рекламных конструкций договоров аренды земли, выраженную в следующем.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о рекламе закрепляется, что размещение рекламной конструкции осуществляется по договору на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который не является договором аренды. При этом  законодательство Российской Федерации о рекламе не предполагает заключения  договора аренды для заключения договора на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет договор на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции в самостоятельный вид, соответственно в нём могут содержаться положения, как предусмотренные для отдельных видов договоров (например, для договора аренды), так и вытекающие из существа правоотношений.

Особенности порядка заключения договора на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, закреплены в частях 5.1 — 5.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», которыми предусмотрено заключение такого договора на основе торгов (в форме аукциона или конкурса) с лицом, не занимающим преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

С учетом изложенного, договор аренды земельного участка не может подменить собой договор на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вместе с тем, заключение договора аренды в дополнение к заключённому  договору на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции законодательство Российской Федерации не предусматривает.