Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению

1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению проведен в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2011 №66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 - 2012 годы».
При проведении анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению Мордовское УФАС России руководствовалось приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
Цель исследования: оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению.
В качестве исходной информации для анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению использовались сведения, представленные Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по теплоснабжению.

2. Временной интервал исследования

Временным интервалом исследования рынка услуг по теплоснабжению являются 2009 - 2010 годы.

3. Продуктовые границы товарного рынка

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будет являться услуга теплоснабжения.
В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), рынок теплоснабжения принадлежит к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».
При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.
Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.
В географических границах г.о. Саранск действуют три схемы предоставления услуг по теплоснабжению:
- схема сбыта тепловой энергии через перепродавца. В данном случае генерирующая организация (ОАО «ТГК-6») продает тепловую энергию перепродавцу (ОАО «СаранскТеплоТранс»), который осуществляет теплоснабжение конечного потребителя;
- схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей;
- схема предоставления услуг по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта или через бесхозяйные сети (указанная схема относится только к ОАО «СаранскТеплоТранс»).
4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с методическими рекомендациями анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению должен проводиться по каждому муниципальному образованию с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации.
Указанному требованию методических рекомендаций на территории Республики Мордовия соответствует только городской округ Саранск.
5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

На территории городского округа Саранск в 2009 - 2010 годах деятельность на рынке услуг по теплоснабжению осуществляли 4 хозяйствующих субъекта:
ОАО «СаранскТеплоТранс» - 430032, г. Саранск, пр. 50 лет Октября, 29;
ОАО «ТГК-6» - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Алексеевская, д. 10/16;
ОАО «103 Арсенал» - 430004, г. Саранск, ул. Мордовская, 35;
ООО «Термотехника» - 430030, г. Саранск, ул. Титова, 4/7.

6. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.
Объем рынка определяется как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии.
2009 год.
Доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по теплоснабжению составляют:
ОАО «СаранскТеплоТранс» =1685164,3/2051134,3×100% = 82,16%;
ОАО «ТГК-6» = 355812/2051134,3×100% = 17,35%;
ОАО «103 Арсенал» = 7548/2051134,3×100% = 0,37%;
ООО «Термотехника» = 2610/2051134,3×100% = 0,13%.
2010 год.
Доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по теплоснабжению составляют:
ОАО «СаранскТеплоТранс» = 1746046/2078569×100% = 84,00%;
ОАО «ТГК-6» = 319920/2078569×100% = 15,39%;
ОАО «103 Арсенал» = 9232/2078569×100% = 0,44%;
ООО «Термотехника» = 3371/2078569×100% = 0,16%.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Уровень концентрации рынка теплоснабжения в географических границах г.о. Саранск составляет:
2009 год                            2010 год
CR3 = 99,88%                     CR3 = 99,84%
HHI = 7051                        HHI = 7293

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

На рынке услуг по теплоснабжению существуют определенные экономические барьеры, связанные с необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений.
Административные ограничения, вводимые органами местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами указанных органов, в частности, такие как предоставление льгот, отдельным хозяйствующим субъектам, не установлены.
9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Исходя из того, что коэффициент рыночной концентрации (CR3) более 70%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) превышает 2000, можно утверждать, что уровень концентрации рынка услуг по теплоснабжению высокий, т.е. рынок услуг по теплоснабжению является рынком с неразвитой конкуренцией.
ОАО «СаранскТеплоТранс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом №17-од от 22.03.2006 года в качестве субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке распределения пара и горячей воды (доля: более 50%; географические границы товарного рынка: г.о. Саранск). Основания для включения других участников рынка в реестр отсутствуют.